Святитель Феофан Затворник

                                                                         НА ГЛАВНУЮ                                      

 

 

 

 

 

_

     ТВОРЧЕСТВО   

 

Разделите радость креативного процесса и добавьте своё произведение!

стихи..

песни..

стихи для детей..

сказки о йогах..

 

_

     ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ    

 

Напишите рецензию или отзыв на понравившееся произведение и они будут на сайте!

Пирамида Маслоу..

Серафим Саровский..

Феофан Затворник..

НИИ Психосоматики..

Танцевальная терапия..

 

_

     ВПЕЧАТЛЕНИЯ  УЧАСТНИКА 

 

Расскажите о своих впечатлениях о терапии - это может быть интересно!

Дианетика..

Рейки..

Центр Ошо..

Синтон..

Портал посланных на..

 

_

     ОБЪЯВЛЕНИЯ   

 

Малярные работы..

Требуется снегурочка..

Где покататься на коньках

 

 

 

 

 

 

 

 

Быть или не быть -

Глупый вопрос, если ты

Хоть раз был счастлив.

(Б. Акунин. Алмазная колесница. Книга вторая. Глава "Сумасшедшее счастье")

 

Теории личности  

Психология. Религия. Практика.

Вашему вниманию - обзор теорий личности..

Пирамиду дух-душа-тело придумал не Гарольд Маслоу, а Феофан Затворник...

Но как распознать проявления Св. Духа? Об этом...

Анализ теорий личности, созданных в рамках религиозных и философских систем Запада и Востока должен дать однозначный ответ на вопрос о смысле жизни или по крайней мере о том, как не мучить себя этим вопросом :) а действовать рационально и продуктивно. Я был удивлён тем, как прогрессивно и стройно учит Святитель Феофан - всю душевную жизнь по полочкам с целями и приоритетами. Конечно в самой книге много отступлений и комментариев к каждому пункту, но мне хотелось её в виде стройной схемы, как принято в научных трудах. Американская практическая психология, порой не признаваясь в этом, положила суфизм в основу танцевальной терапии, индуизм (йогу) - в основу телесно-ориентированной психотерапии, начертила сомнительные, но часто работающие схемы личности, как например пирамида Маслоу, а отечественная изучает речь, память и рефлексы.. Между тем религиозные деятели православия оставили вполне стройные системы - своеобразные теории личности. Предлагаю Вам ознакомиться с конспектом издания "Что есть жизнь духовная и как на неё настроиться" Святителя Феофана Затворника и широкоизвестным и весьма примечательной в том же смысле беседой преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым. Спешу обратить Ваше внимание что согласно учению Серафима Саровского - цель православной жизни в стяжании Святого Духа, который проявляет себя "радостотворя всё к чему прикасается", из чего мы можем заключить что радостность может для нас являться неким критерием нахождения в Духе, что в мирском понятии и в пирамиде Маслоу означает, надо понимать, самореализацию, удовольствие высшего порядка. Феофан Затворник добавляет другие признаки того, что человек в Духе: стремление к идеалу, добротолюбие, любовь к красоте.

 

 

 

Святитель Феофан Затворник «Что есть жизнь духовная и как на неё настроиться»

«Правило веры», М.,1997. Конспект составил Мусиков Д.Н.

ЖИЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ.

1. Светская жизнь пуста и одностороння т. к. в ней удовлетворяется лишь потребность животной жизни.

2. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжелом рабстве. Лицемерие и эгоизм как постоянные качества её.

3. Существенные органы тела:

3.1 Желудок с лёгкими, сердцем, артериями, венами, лимфатическими сосудами и железы  - питание тела или плототворение.

3.2 Система мускулов и костей – движение внутри и вовне.

3.3 Система нервов( голова, спинной мозг, система ганглий ( под брюшной и грудною преградой).). – чувствительность.

4. Соответственно потребности:

4.1. Пища, воздух , сон.

4.2. Потребность напрягать мускулы и двигаться.

Приятное раздражение нервов ( тепло и холод ), а особенно пяти чувств.

*

Всё это телесно, но душа по сочетанию с телом приняла его в свою личность и своими считает все потребности телестные. Оттого говорим: я хочу есть, спать, обонять и т. д. Это естественное отношение души к телу: животолюбие, телолюбие, желание покоить тело.

*

Совокупность всего этого – ТЕЛЕСНАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Здесь неодобрительно удовлетворение лишь телесных потребностей с забвением о душе и духе. При этом простая естественная потребность расположается во множество прививных, через привычку и пристрастие к разным способам её удовлетворения. На это тратится время . У таких голодают душа и дух.

 

ЖИЗНЬ ДУШЕВНАЯ  

 

1.Мыслительная сторона( образная).

 

Цель её:

1.1.Замеченное органами чувств воображение воображает  и   память  запоминает.

Само мышление исходит из души и ведётся по её законам.

1.2.Способность души из которой исходят вопросы и порождаются мысли в ответ на них есть рассудок. Рассудок рассуждает и соображает.

1.3. В момент обдумывания нет определённой мысли. Принятие определённого решения даёт покой мыслительной деятельности. Сложившаяся мысль идёт в архив душевный – память.

1.4. Мышление выше памяти и воображения т к добывает знания мыслительным трудом.

Чем больше у вас решено мысленных вопросов, тем больше определённых мыслей и понятий о вещах.

Наука – венец мыслительной работы рассудка.

1.5. Здесь неодобрительно рассеяние и блуждание мыслей, отсутствие концентрации. Что это? Мысль сходит в архив памяти и блуждает в нём по законам ассоциаций. Иной день ни одной серьёзной мысли не вспадёт на ум. Пристало ли так действовать разумной твари?

 

197(Рим. 5, 1-10; Мф. 6, 22-33). "Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно". Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

 

2.Желательная сторона.

 

2.1. Воля – деятельная сила. Основа её – жажда дела. Возбудители – приятное, полезное, нужное поддерживают желание, возбуждающее волю.

2.2 В душе и теле есть потребности. Они не дают желания но нудят удовлетворения. Когда однажды оно наступает, то после того при возникновении потребности автоматически рождается желание того, чем она была удовлетворена.

Бывает, потребностей за желаниями не видно.

2.3.Душа делает выбор: какому предмету из желаемых дать предпочтение. Это решение принимается. Затем следуют подбор средств исходя из благоразумия ( как что делать, чтобы верно достигнуть желаемого) и само дело.

Всякое дело идёт этим порядком. Сложившаяся жизнь требует соответственных себе дел. Как они повторяются часто то естественно обращаются в навык  т. е. Выбор, решение и средства берутся из прежних дел и поэтому за желанием сразу идёт действие.

2.4.. Так формируются образ жизни( =нрав + характер + навыки + правило жизни). Зная образ жизни можно догадаться о поступках.

Дело человека определить как в своём положении может он удовлетворить свои потребности и желания, по известным способам и вести по тому свою жизнь.

Здесь неодобрительны – непостоянство, беспорядочность и своенравие желаний и дел. На это тратится время . У таких голодают душа и дух.   Источником желаний д. б. естественные потребности.

 

3. Сторона чувства – сердце.

 

3.1. Сердце – центр жизни. Через него проходит всё что входит в душу и исходит вовне, вырабатывается мыслительной и деятельной стороною.

3.2. Сердце чувствует всё: приятно – нет,  весело - скучно,  радость - горе,  скорбь – удовольствие, покой – беспокойство,  досада – довольность, страх – надежда, антипатия – симпатия.

3.3. Сердце даёт  энергию всех сил души и тела, ревности ( сила воли ), рассудку.

Если держаться здравомыслия и благоразумия то меньше всего встретишь случайностей, неприятных сердцу.

Хуже всего поступают те,  которые и целью жизни поставляют  сласти сердца и наслаждение, как говорят, жизнею.

Так как сласти и наслаждения плотские и чувственные дают себя сильнее чувствовать , то такие личности всегда ниспадают в грубую чувственность.   

 

 

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ.

 

Дух – сила, которую вдохнул бог в лицо человека, завершая сотворение его.

Дух, как сила от Бога исшедшая,  ведает Бога, ищет Бога и в нём одном находит покой.

Неким сокровенным чутьём, удостоверяясь в  своём исхождении от Бога,  он чувствует полную от него зависимость и сознаёт себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Страх Божий – долг всячески угождать Богу ( частичка всеведения Божия ).

Совесть – судит исполнение требований святости, правды и благодати , награждая утешением,  наказывая угрызением.

Жажда Бога. Недовольство тварным. Тварное удовлетворить духа не может. От Бога исшедши , Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с ним пребывая союзе и сочетании в Нём успокаивается.

Дух, одухотворяя душу, привносит в неё

Стремление к идеальности ( в мысленной части ), ибо значение вещи есть её идея.

Желание и производство бескорыстных дел ( в деятельной части ) или добродетелей.

Стремление и любовь к красоте ( в чувствующей части ), ибо здесь дух постигает и созерцает  Красоту Божию и это есть его жизнь и жизнь райская.

 

 

 

Примечание.  

 

 Грех состоит в исключительном преобладании того, что должно стоять в подчинении. Человек должен жить в духе, ему подчинять всё душевное и телестное.

ЖИЗНЬ ПО ДУХУ.

 

Эфир – стихия тоньше света, всюду проникает и всё проходит, служа последней гранью вещественного бытия. Из неё оболочки невещественных души и духа и оболочки духов святых и блаженных.

1.  Тончайшая оболочка души ( посредница между ею и телом) – средство общения душ между       собою.

2.  Оболочка души бывает светлою и тёмною, смотря по своему внутреннему настроению. Как совершенны и как светлы ангелы! А они все смиренны, смиреннее всех людей. Смиренная душа всегда светла.

Из сердца исходящие молитвы слышат святые. Такая молитва есть жизнь духа.

Цель жизни:

Цель жизни точно надо определённо знать. Но мудрено ли это? Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия , должна быть там, а не здесь. Поставьте вы себе законом для жизни Вашей всеми силами преследовать эту цель – сами увидите какой свет разольётся оттого на временное Ваше на земле пребывание и на дела Ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что, следовательно, всё здесь есть только средства для другой жизни. Относительно же средств один закон – чтобы они вели к цели, а не отклоняли от неё и не поперечили ей. Смотрите на небо, и каждый шаг Вашей жизни так соизмеряйте, чтобы он был ступанием туда. Мне кажется, что это так просто и вместе так всеобъемлюще.

    Спрашиваете: «Надо же что-нибудь делать?» Конечно, надобно. И делайте, что попадает под руки, в Вашем кругу и в Вашей обстановке – и верьте, что это есть и будет настоящее Ваше дело,  больше которого от Вас и не требуется.

    Участь каждого Бог устрояет,  и всё течение жизни каждого – тоже дело его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. И при каждой встрече нужно делать то , что хочет Бог, чтобы мы сделали.

     Цель – блаженная жизнь за гробом. Средства – дела по заповедям, исполнения которых требуют все случаи жизни. Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообъятной, общечеловеческой деятельности, которую бредят прогрессистки, - то жизнь Ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели.

Предайте себя в руки Божии и молитесь, чтоб он устроил Вас как Он находит лучшим, чтоб Ваша судьбина не мешала, а способствовала Вашей блаженной жизни за гробом, не мечтая о блистательной участи. Так настроившись ждите с терпением, что изречёт о Вас Бог. Изречёт же он стечением обстоятельств и волею родителей.  Утвердившись в этих мыслях и успокоясь в Боге, живите, не строя пустых планов, и делайте дела, которые на Вас лежат в отношении к родителям, братьям и сестрам, к другим родным и ко всем людям.

    Пророчу Вам, что обретёте полный покой и не будете более смущаться мыслями: «Никуда не гожа моя жизнь – ничего полезного не делаю», и подобное. Только ещё сердце надо держать на привязи, а то оно много глупостей породит.

    Благослови Вас, Господи!

 

 
 

Домашняя | Синтон | Ошо | Преподобный Серафим Саровский | Пирамида Маслоу | Танцевальная терапия | Святитель Феофан Затворник | Рейки | Дианетика | НИИ Психосоматики | Стихи | Детские стихи | Авторская песня | Сказки о йогах | Катки Москвы | Объявления | Контакты

По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу musikov-job@rambler.ru Последнее обновление: 24.02.2006.

 

Используются технологии uCoz